Новости

18.01.2018Защитили клиента от необоснованного взыскания суммы, превышающей 2 000 000 долларов США

За юридической помощью к нам обратились ЗАО «Совместное российско-канадское предприятие «ВИНКА»,...


18.01.2018Защитили клиента от требований об оплате услуг

Услуги фактически не были оказаны надлежащим образом, несмотря на подписание «актов об оказании...


18.01.2018

«Отбили» проценты по ст. 395 Гражданского кодекса РФ

Между покупателем помещений и застройщиком (клиентом) возник спор относительно недостатков построенной недвижимости и сроков ее передачи покупателю.

Между покупателем помещений и застройщиком (клиентом) возник спор относительно недостатков построенной недвижимости и сроков ее передачи покупателю.

Сумма исковых требований: 11 808 314 рублей

Суть спора

Клиентом нашей фирмы является группа компаний «Третий Трест» - один из лидеров строительной отрасли Республики Башкортостан с более чем полувековой историей.

ООО «Генподрядный строительный трест № 3» (далее по тексту – ООО ГПСТ) - организация, входящая в указанную группу компаний «Третий трест», выступало генеральным подрядчиком и инвестором при строительстве жилого комплекса «Дом на Новомостовой» на улице Заки Валиди в г. Уфе и осуществляло реализацию строящихся помещений. Между ООО ГПСТ и индивидуальным предпринимателем (покупатель) были заключены три договора, по условиям каждого из которых наш клиент был обязан в установленные сроки передать соответствующие нежилые помещения. Однако, после того как помещения были построены и готовы к передаче, покупатель отказался их принимать до устранения имеющихся, по его мнению, недостатков. При этом, до приемки помещений на всю уплаченную покупателем сумму начислялись проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса РФ. Покупателем было предъявлено к ООО ГПСТ три иска в Арбитражный суд Республики Башкортостан о передаче помещений (с устранением имеющихся недостатков) и взыскании процентов (дела № А07-5677/2014, № А07-4378/2014 и №А07-4379/2014).

Позиция нашего клиента заключалась в том, что по условиям договоров помещения должны быть переданы в состоянии черновой отделки и они соответствуют установленным договорами требованиям. Следовательно, поскольку покупатель сам не принимает помещения, то к нашему клиенту не должна применяться ответственность в виде начисления процентов.

К моменту обращения клиента к нашей организации за помощью в разрешении данного конфликта просрочка в передаче помещений была существенной, и сумма начисленных процентов приближалась к 10 000 000 рублей.

Задачей участия нашей фирмы в разрешении данного конфликта была минимизация размера процентов, подлежащих взысканию с ООО ГПСТ. Ситуация осложнялась тем, что несмотря на подписанные дополнительные соглашения о переносе сроков строительства, клиент все же допустил просрочку в сдаче объекта и передаче помещений. Кроме того, при внешнем осмотре помещений были выявлены некоторые явные дефекты. И ключевым пунктом являлось нормативно не закрепленное понятие «черновой отделки».

Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что индивидуальный предприниматель неправомерно отказывался от принятия помещений, так как указываемые им недостатки не являются существенными. Данное обстоятельство давало нашему клиенту возможность расторгнуть договор и вместо передачи покупателю помещений вернуть ему уплаченные деньги. В свою очередь, риск потери помещений, по нашим предположениям, должен был заставить покупателя согласиться с требованием нашего клиента об отказе от взыскания с него процентов. При этом, если бы спор не получилось разрешить мирным путем, для ООО ГПСТ расторжение договоров в любом случае было бы весьма выгодно, так как рыночная стоимость спорных помещений, к указанному моменту, существенно увеличилась по сравнению с ценой, которую уплатил покупатель на этапе строительства. Оценив указанные последствия, мы подготовили и рекомендовали клиенту направить в адрес покупателя уведомления об одностороннем расторжении указанных договоров.

При рассмотрении исков индивидуального предпринимателя в Арбитражном суде Республики Башкортостан наша позиция сводилась к тому, что у ООО ГПСТ нет обязанности передать покупателю помещения, так как договоры уже расторгнуты. При этом, проценты могут быть начислены только до момента расторжения соответствующих договоров. Истец (покупатель) в свою очередь возражал и указывал, что он был вправе не принимать помещения с недостатками, а наш клиент не имел права расторгать договоры. По инициативе покупателя, для ответа на вопрос «имеются ли в помещениях недостатки и какова стоимость их устранения», по  каждому из дел была назначена строительная экспертиза. По нашей просьбе суд поставил так же вопрос о том, являются ли недостатки помещений существенными.

<< Первая< предыдущ.12 следующ. > Последняя>>