Автор: Максим Бикмурзин, журнал «Слияния и Поглощения», №5 (2010)

Роль арбитражных управляющих и судей арбитражных судов в противодействии рейдерству

Здоровое саморегулирование на основании утвержденных стандартов профессиональной деятельности – вот то, что необходимо всем перечисленным участникам, в том числе и арбитражным управляющим. К слову сказать, в практике большинства развитых зарубежных стран даже механизм обязательного саморегулирования арбитражных управляющих считается излишне жестким. Например, в Италии управляющие выбираются из списков местной коллегии адвокатов или местной ассоциации аудиторов и бухгалтеров. В Бельгии - это юристы, зарегистрированные в перечне Бельгийской коллегии адвокатов. В Германии конкурсными управляющими чаще всего назначаются юристы из внутреннего списка суда. Во Франции для управляющих и ликвидаторов действует только национальный совет - общий представительный орган. В Великобритании практикующий специалист в сфере несостоятельности представляет собой лицо, уполномоченное одной из признанных организаций бухгалтеров, одним из юридических обществ, Ассоциацией практикующих специалистов по несостоятельности или Департаментом торговли.

Механизмы защиты от незаконных действий арбитражных управляющих

В действительности существует целый ряд механизмов защиты и гарантий интересов лиц, которые могут потенциально пострадать от незаконных действий арбитражных управляющих:

1) взыскание в пользу кредиторов убытков, причиненных незаконными действиями арбитражного управляющего, в том числе в случае необоснованного привлечения им специалистов (юристов, оценщиков, финансистов и т.д.);

2) привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности в виде дисквалификации – данная мера применялась арбитражными судами в 2010 году 21 раз;

3) принятие кредиторами решения об обязании арбитражного управляющего обратиться в суд с иском о признании сделки должника недействительной (ст.61.9 ФЗ «О несостоятельности»), а равно самостоятельное предъявление ими исков об оспаривании подобных сделок (п.10 постановления пленума ВАС РФ от 30.04.2009 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)");

4) утверждение правительством РФ Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства для определения признаков преднамеренного или фиктивного банкротства должника. Формулы данных правил не оставляют на усмотрение управляющего вопрос о наличии соответствующих признаков у должника, эти признаки может проверить даже непрофессионал;

5) подкрепленная угрозой дисквалификации обязанность арбитражного управляющего предоставлять суду и кредиторам подробнейшие отчеты о своей деятельности, в том числе отчеты о расходовании денежных средств должника. Эта информация позволяет всем заинтересованным лицам оценить необходимость и достаточность действий управляющего, а также обоснованность понесенных им расходов.

О деятельности Агентства по страхованию вкладов

Что касается деятельности «эталона» корпоративного арбитражного управления – Агентства по страхованию вкладов, то судя по его же отчетам, он не отличается блестящей эффективностью.

Так, исходя из данных отчета о деятельности Агентства по итогам 9 месяцев 2010 года, «средний процент удовлетворения требований кредиторов в … четырех банках (ОАО «АСБ-Банк», ЗАО АКБ «ГРАНИТ», ООО КБ «ЯРБАНК» и ОАО АКБ «СОЮЗОБЩЕМАШБАНК» - прим. авт.) с «криминальным банкротством» составил 3,73%». При этом «конкурсное производство в перечисленных банках продолжалось 5 лет, что связано с длительностью судебных разбирательств в отношении бывших руководителей и членов советов директоров банков».

Уместно сказать об этом, возвращаясь к вопросу о злоупотреблениях некоторых арбитражных управляющих, которые затягивают процедуру с целью личного обогащения. Действительно, так происходит во многих случаях. Но можно предположить, что очень немногим из них удавалось банкротить своих «клиентов» в течении пяти лет. Агентству по страхованию вкладов, как видим, это вполне по силам.

Если же говорить о привлечении в процедурах банкротства различного рода специалистов, необходимость услуг которых зачастую действительно вызывает сомнения, то из отчета того же Агентства следует следующее. Для обеспечения деятельности конкурсного управляющего (ликвидатора) Агентством привлекались специализированные организации; на 1 октября 2010 года количество аккредитованных для этих целей фирм составило 92, за этот же период проведено 115 конкурсов на право оказания ими услуг в ликвидируемых банках.